Утилизационный сбор в 2021 году: плательщика, порядок оплаты и тарифы
Утилизационный сбор был введен в 2012 году, как экологический платеж, средств от которого должны были возмещать затраты на утилизацию транспортных средств.
Плательщики утилизационного сбора
Сторона, на которую ложится оплата, указаны в законе № 89-ФЗ от 24.06.1998 года. Согласно этому законодательному документу, плательщиками утилизационного сбора являются:
- изготовители автомобилей, ведущие производство на территории РФ;
- импортеры транспортных средств;
- покупатели авто, за которые утилизационный сбор не был уплачен ранее.
К последней группе относятся автолюбители, которые приобрели ТС у освобожденного от оплаты сбора лица или у того, кто не внес оплату, хотя должен был это сделать.
ООО «Прайм» специализируется на импорте автомобилей из Японии. Эксперты компании корректно рассчитают величину утилизационного сбора на ввозимый автомобиль, бывший в употреблении и подскажут, какие транспортные средства импортировать наиболее выгодно.
За какие машины платят утилизационный сбор в 2021 году?
Перечень транспортных средств, по которым необходимо оплатить утильсбор, указаны в постановлениях Правительства:
- № 81 от 06.02.2016;
- № 1291 от 26.12.2013, ред. № 1457от 15.11.2019.
Утильсбор на ТС, которые не включены в данные документы, не оплачивается. Согласно постановлению № 1291, в электронных паспортах таких автомобилей должны быть сделаны отметки о том, что утильсбор не оплачивается.
При каких условиях утилизационный сбор не платят?
Согласно ФЗ № 89 от 24.06.1998 года, утильсбор не оплачивается на авто:
- принадлежащие дипломатическим представительствам, международным организациям, сотрудникам этих организация или членам их семей;
- являющиеся личным имуществом переселенцев;
- старше 30 лет и моложе 3 лет.
Получить подробную консультацию по вопросам оплаты утилизационного сбора и перечень транспортных средств, освобожденных от оплаты, можно у экспертов ООО «Прайм».
Как оплатить утилизационный сбор?
Размер утилизационного сбора определяется путем умножения базовой ставки сбора на специальный коэффициент.
Эта формула используется для всех видов ТС – это:
- легковые авто;
- грузовики;
- квадроциклы;
- гусеничные и колесные трактора;
- комбайны;
- самоходные краны;
- полуприцепы и т.д.
Как определяются базовые ставки утилизационного сбора?
Базовые ставки зависит от классификации транспортных средств по прил.№ 1 к ТР ТС 018/2011, утвержденного реш. № 877 от 09.12.2011 года. Тарифы базовых ставок определены в постановлениях Правительства № 1291 от 26.12.2013 года и № 81 от 06.02.2016 года. Согласно этим документам, базовая ставка составляет:
- для спецтехники, самоходных машин и прицепов к ним – это172,5 тыс. руб;
- для колесных и специализированных ТС кат. M2, M3, N1, N2, N3, G, шасси колесных ТС перечисленных категорий и прицепов к колесным ТС – это 150 тыс. руб;
- для колесных ТС кат. М1 и G,, выпущенных в обращении на территории Российской Федерации, и специализированных и специальных ТС перечисленных категорий – 20 тыс. руб.
Базовые ставки постоянно изменяются в сторону увеличения. Последние изменения были внесены для расчета утильсбора в 2020 году.
Специальный коэффициент по расчету утилизационного сбора ТС
Действующие коэффициенты по колесным ТС приведены ПП № 1291 от 26.12.2013, ред. № 1457от 15.11.2019. По самоходным ТС и прицепам коэффициенты указаны в ПП № 81 от 06.02.2016.
Размер применяемых коэффициентов определяется:
- по категории ТС;
- по году выпуска ТС;
- по объему двигателя;
- по технически допустимой массе ТС.
Допустимая масс ТС указывается в ПТС.
Повышение утилизационного сбора на электромобили с 2022 года
C 1 января 2022 года, в соответствии с проектом постановления правительства, подготовленного Минпромторгом РФ, утилизационный сбор на электромобили увеличится в девять раз относительно действующих коэффициентов в 2021 году, которые составляют для машин до 3-х лет 1,63 и 6,1 для машин старше трех лет соответственно. Таким образом, с 1 января 2022 года повышающие коэффициенты утилизационного сбора для электромобилей возрастом до трёх лет с 1 января составят 14,4, а для машин старше трёх лет – 24,1 относительно базовой ставки сбора в размера 20 000 руб, применяемого для обычных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Новые правила вычисления размера утилизационного сбора не будут касаться гибридных автомобилей, одновременно оснащенных и блоком АКБ, и двигателем внутреннего сгорания.
В итоге, для юридических лиц, которые с 1 января 2021 будут ввозить электромобили возрастом до трех лет, утилизационный сбор составит 288 000 рублей, а для электромобилей старше трех лет – 482 000 руб. соответственно. Для физических лиц утилизационный сбор так же увеличивается, но обходится существенно дешевле, 4500 руб. и 6500 руб. соответственно в зависимости от возраста электромобиля. Для каждого автомобиля отслеживается размер уплаченного взноса, и в случае покупки автомобиля юрлицом у физлица, покупателю придется доплатить в казну разницу между сбором для юридических и физических лиц.
С чем связано повышение утилизационного сбора? Конечно, можно подумать, что это очередная попытка пополнить бюджет или ограничить конкуренцию электромобилей с Российским автопромом! Может быть и так, но следует помнить, что электромобили, «чистые» с точки зрения экологии в период эксплуатации, становятся очень «грязными» в момент утилизации и связано это как раз со сложностью утилизации литий-ионных аккумуляторов – их банально невозможно разобрать, а состоят они из химически активных и опасных элементов для окружающей среды. Уместный пример здесь – подниматься на дерево всегда проще, чем спускаться, поэтому прежде, чем на дерево лезть, нужно предусмотреть как будем спускаться. Так и с утилизационным сбором – нужно строить мощности по переработке отслуживших свой срок аккумуляторных батарей от старых электромобилей до наступления экологической катастрофы.
Куда оплачивают утилизационный сбор?
При ввозе ТС на территорию России утилизационный сбор оплачивается на таможне. Покупатели и производители в РФ производят оплату в ИФНС. При оплате в ИФНС расчеты предоставляется через 3 дня чрез 3 рабочих дня после оплаты. Для импортируемых авто расчет предоставляется в ФТС в течение 15 дней. При непредоставлении расчета таможня и ИНС начисляет пени за неуплату утилизационного сбора.
Как подтвердить уплату утилизационного сбора?
Подтверждением оплаты утильсбора является расчет, которые предоставляется в налоговую или на таможню. После поступления оплаты и проверки правильности расчета в ПТС ставится специальная отметка. Отметку необходимо получить, если ТС освобождено от оплаты утилизационного сбора.
У вас возникли проблемы с оплатой и расчетом утильсбора? Обратитесь к экспертам ООО «Прайм». Специалисты возьмут на себя все вопросы по оплате и документальному подтверждению внесения утилизационного сбора.
Ответственность за неоплату утилизационного сбора
Штрафов за отсутствие оплаты утилизационного сбора не предусмотрены. Но без отметки об внесении утильсбора зарегистрировать ТС невозможно. Это правило законодательно утверждено в пункте 24 Административного регламента № 605 от 07.08.2013 года и пункте 6 порядка №122 от 22.09.2015 года.
Как доказать оплату утильсбора?
Отметка об оплате или освобождении от оплаты вносится в электронный или бумажный паспорт транспортного средства. Если ПТС на самоходную технику и прицепы выдан до 01.02.2016 года, а на колесные ТС – до 01.09.2012 отметка об оплате не предусмотрена. На эти ТС утильсбор не предусмотрен.
При покупке ТС с действующим электронным или бумажным ПТС, в которых нет отметки об оплате или освобождении от оплаты по утильсбору, покупателю будет необходимо провести оплату. Покупателю также придется заплатить, если он не имеет льгот по освобождению от оплаты, которые имел предыдущий владелец.
Эксперты ООО «Прайм» проверят соответствие представленных документов на импортируемые авто к требованиям законодательства РФ.